Судебная практика в Крыму
Судебная практика в Крыму
Судебная практика по Крыму

Решение по иску Пенсионного фонда РФ о взыскании переплаты ежемесячной денежной выплаты

Содержание:

Дело № 2-690/2021

 

(2-4175/2020)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

    Именем Российской Федерации

 

    19 апреля 2021 года                                                              г. Симферополь

 

    Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Пронина Е.С.,

 

    при секретаре судебного заседания Плесак А.В.,

 

    с участием представителя истца ФИО4, ФИО1, ее представителя      ФИО5, представителя Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Гридиной Л.В.,

 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в                 <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, ОСП Противотуберкулезный диспансер <адрес> Республики Крым, ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии» о взыскании переплаты ежемесячной денежной выплаты,

 

УСТАНОВИЛ:

 

    Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в         <адрес> Республики Крым обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

 

    Заявление мотивировано тем, что ответчик состояла на учете в Управлении как инвалид 2 группы и как получатель ЕДВ. При проверке истцом было установлено, что медико-социальная экспертиза в отношении ответчика не проводилась, справка подтверждающая факт установления инвалидности, а также выписка из акта освидетельствования гражданина ей не выдавалась.

 

    На основании изложенного выше, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу излишне перечисленные суммы ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 480,65 рублей.

 

    В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца настаивал на удовлетворении искового заявления, представитель Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации поддержала заявленные требования, указав на их обоснованность.

 

    Ответчик и его представитель в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражали против удовлетворения заявленных требований.

 

    Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, ОСП Противотуберкулезный диспансер <адрес> Республики Крым, ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии» явку своих представителей в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.

 

    Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 

В силу положений ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

 

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

 

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

 

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

 

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

 

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

 

Согласно п. 6 данных Правил наличие одного из указанных в п. 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

 

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год (п. 9 Правил).

 

В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: — не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; — не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

 

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

 

В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пп. 15 — 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

 

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

 

В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или реабилитационных мероприятий.

 

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 59-н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

 

В соответствии с п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

 

Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п. 11 Административного регламента).

 

Исходя из вышеуказанного следует, что для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

 

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

 

Согласно ст. 9 приведенного Закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

 

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

 

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ).

 

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ N 400-ФЗ).

 

Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

 

Таким образом, для взыскания с лица причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

 

Согласном материалам гражданского дела ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в                  <адрес> Республики Крым, как инвалид II группы и получатель ЕДВ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

Так, в материалах пенсионного дела имеется решение о назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО1 на основании п. 1 ст. 28.1 ФЗ № с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно в размере 2123,92 рублей, в том числе 881,63 рублей на оплату социальных услуг, предусмотренных п.1;1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ.

 

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты пенсионным органом было принято на основании первичной выписки из акта осмотра в № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ФИО1 второй группы инвалидности бессрочно.

 

Как следует из искового заявления пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ направил запрос о предоставлении сведений о достоверности справки ФИО1

 

Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации подтверждения прохождения ФИО1 освидетельствования в межрайонной специализированной туберкулезной медико-социальной экспертной комиссии и выдачи ей справки № № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

 

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации свою уставную деятельность начало осуществлять с 01.01.2015г.

 

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не является правопреемником Крымского республиканского учреждения «Центр медико-социальной экспертизы». Дела медико-социальной экспертизы из ликвидированного учреждения в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не передавались. Сведений об освидетельствования ФИО1 в 1999 году в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не имеется.

 

ФИО1, 1950 года рождения первично освидетельствована ДД.ММ.ГГГГ бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России установлена 2 группа инвалидности, общее заболевание, сроком на 1 год, в подтверждение чего предоставлена соответствующая справка (л.д. 6).

 

Указанные выше обстоятельства подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом № №, дата выдачи 21.02.2018                 г., согласно которого, инвалидность ФИО1 установлена впервые на срок до ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

 

В соответствии с журналом протоколов заседания МСЭК за 1999 год №, оригинал которого обозревался в судебном заседании, под № акта освидетельствования указана фамилия иной гражданки (ФИО2), освидетельствование которой проводилось ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно журналу протоколов заседания МСЭК за 1999 год туберкулезной МСЭК <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освидетельствование не проходила, что подтверждается приобщенными к материалам гражданского дела копиями Журнала.

 

Согласно ответу ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в период 1998- 1999 годов за медицинской помощью не обращалась, на диспансерном учете не состояла.

 

Согласно ответу ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на диспансерном учете не состоит, медицинскую документацию по освидетельствованию ФИО1 учреждение не имеет.

 

Согласно ответу ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ № информации о прохождении ФИО1 лечения в 1998-1999 годах не имеется.

 

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная денежная выплата ФИО1 в связи с истечением, выплата произведена по ДД.ММ.ГГГГ.

 

Как указано выше, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ N 400-ФЗ).

 

Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.

 

Рассматривая заявленные истцом требования и оценивая наличие (отсутствие) вины ответчика в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для осуществления дополнительных выплат, судом, в том числе, учитывается и то, что при прохождении       ДД.ММ.ГГГГ в бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России освидетельствования по установлению 2 группы инвалидности        ФИО1 предоставила документы для установления инвалидности впервые, а не повторно, с учетом наличия у нее справки МСЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществления истцом ей ежемесячной денежной выплаты, о чем свидетельствует, в том числе справка № № (л.д. 6), в которой имеются отметки об установлении инвалидности впервые, в условиях того, что решение пенсионным органом об обнаружении ошибки, допущенной при установлении ежемесячной выплаты было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, что в совокупностью со сведениями о том, что справка МСЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не выдавалась, свидетельствует об осведомленности последней о недействительности справки МСЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент осуществления истцом ей ежемесячных денежных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 

Учитывая изложенное выше правовое регулирование, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание то, что ФИО1 в силу закона несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ею для установления дополнительных выплат, а также то, что материалами дела подтверждается, что освидетельствование ФИО1 в 1999 году не проводилось, справка МСЭК № № от ДД.ММ.ГГГГ не выдавалась, учитывая то, что ФИО1 при прохождении       ДД.ММ.ГГГГ в бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России освидетельствования по установлению 2 группы инвалидности предоставила документы для установления инвалидности впервые, а не повторно, о чем свидетельствует, в том числе справка № № (л.д. 6), существуют правовые основания полагать о наличии недобросовестности ФИО1 и предоставлении ею недостоверных сведений, на основании которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без правовых оснований ей выплачивалась сумма ежемесячных денежных выплат в размере 52 480,65 рублей.

 

Согласно представленной Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым справкой-расчетом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 излишне выплачена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ЕДВ в размере 52480,65 рублей.

 

Доказательств неправильности произведенного расчета материалы дела не содержат, ответчиком не предоставлено.

 

Таким образом, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

 

Кроме того, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1774,00 рублей.

 

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

 

 РЕШИЛ:

 

Исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, ОСП Противотуберкулезный диспансер <адрес> Республики Крым, ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии» о взыскании переплаты ежемесячной денежной выплаты – удовлетворить.

 

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым излишне выплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму ежемесячных денежных выплат в размере 52 480,65 рублей.

 

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1774,00 рублей.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

 

Судья                                                                           Е.С. Пронин

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Возможно вас заинтересует