ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О мониторинге нормативных правовых актов Республики Крым
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О мониторинге нормативных правовых актов Республики Крым
Принят Государственным Советом Республики Крым 22 декабря 2016 года
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в целях применения единых методологических подходов, совершенствования системы нормативных правовых актов Республики Крым регулирует отношения по организации и проведению мониторинга нормативных правовых актов Республики Крым (далее — мониторинг),а также вопросы мониторинга нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на закон Республики Крым о бюджете Республики Крым, закон о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования, закон Республики Крым об исполнении бюджета Республики Крым, закон Республики Крым об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Статья 2. Понятие мониторинга
1. Мониторинг представляет собой комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о качестве и применении законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов Республики Крым.
2. Мониторинг осуществляется органами государственной власти Республики Крым в пределах своих полномочий с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Статья 3. Цели, задачи и способы осуществления мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
1) совершенствования системы нормативных правовых актов Республики Крым;
2) совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым;
3) определения соответствия практики реализации нормативных правовых актов Республики Крым планируемому результату правового регулирования.
2. Задачами мониторинга являются:
1) обеспечение реализации нормативных правовых актов Республики Крым, выявление невостребованных или не применимых на практике положений нормативных правовых актов Республики Крым;
2) определение полноты урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
3) установление соответствия нормативных правовых актов Республики Крым федеральному законодательству;
4) выявление и устранение коррупциогенных факторов, противоречий, коллизий, дублирования в нормативных правовых актах Республики Крым;
5) выполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, решений иных судов;
6) обеспечение взаимодействия между органами государственной власти Республики Крым и иными правоприменительными органами, гражданами, юридическими лицами по вопросам актуальности, реализации и применения нормативных правовых актов Республики Крым;
7) получение информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенных общественных отношений;
8) выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Крым;
9) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым.
3. Мониторинг осуществляется путем:
1) аналитического обобщения данных судебной и иной правоприменительной практики о действии нормативных правовых актов Республики Крым;
2) проведения опросов общественного мнения по поводу содержания и действия нормативных правовых актов Республики Крым;
3) аналитического обобщения обращений граждан и их объединений в органы государственной власти Республики Крым по вопросам, касающимся применения нормативных правовых актов Республики Крым;
4) обмена между органами государственной власти Республики Крым информацией (сведениями) о применении нормативных правовых актов Республики Крым;
5) анализа и ведения учета судебных актов по делам об оспаривании нормативных правовых актов Республики Крым;
6) использования иных способов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству Республики Крым.
Статья 4. Инициаторы проведения мониторинга
1. Инициаторами проведения мониторинга могут выступать Глава Республики Крым, депутаты Государственного Совета Республики Крым, комитеты и комиссии Государственного Совета Республики Крым, исполнительные органы государственной власти Республики Крым, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее — органы местного самоуправления), Уполномоченный по правам человека в Республике Крым, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым.
2. Решение о проведении мониторинга по инициативе органов и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, принимается:
1) в отношении законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Советом Республики Крым, — Государственным Советом Республики Крым, Президиумом Государственного Совета Республики Крым;
2) в отношении нормативных правовых актов, принятых Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, — уполномоченным Советом министров Республики Крым исполнительным органом государственной власти Республики Крым (далее — уполномоченный орган).
Статья 5. Планы проведения мониторинга
1. Президиум Государственного Совета Республики Крым ежегодно до 1 марта утверждает план проведения мониторинга законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым, составленный на основе предложений инициаторов проведения мониторинга.
План проведения мониторинга законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым утверждается постановлением Президиума Государственного Совета Республики Крым.
2. Уполномоченный орган с учетом положений плана, утвержденного Президиумом Государственного Совета Республики Крым, ежегодно до 1 апреля утверждает план проведения мониторинга нормативных правовых актов Республики Крым, принятых Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в части 1 статьи 4 настоящего Закона. План проведения мониторинга нормативных правовых актов Республики Крым, принятых Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, утверждается в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
3. Планами, предусмотренными частями 1 и 2 настоящей статьи, определяются:
1) объект мониторинга (нормативный правовой акт Республики Крым, структурные единицы нормативного правового акта Республики Крым; комплекс нормативных правовых актов Республики Крым, регулирующих отдельную сферу общественных отношений);
2) исполнители и участники (субъекты) проведения мониторинга;
3) сроки проведения мониторинга;
4) иные данные, дополнительные показатели в случае их необходимости.
4. Органы государственной власти Республики Крым в рамках компетенции могут осуществлять мониторинг принятых ими нормативных правовых актов Республики Крым по собственной инициативевне утвержденного плана.
Статья 6. Субъекты проведения мониторинга
1. Исполнителями проведения мониторинга являются:
1) в отношении законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Советом Республики Крым, — комитеты Государственного Совета Республики Крым в соответствии с направлениями деятельности;
2) в отношении нормативных правовых актов, принятых Главой Республики Крым, Советом министров Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, — исполнительные органы государственной власти Республики Крым в соответствии с направлениями деятельности.
2. Для проведения мониторинга законов Республики Крым в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, комитетом Государственного Совета Республики Крым привлекается исполнительный орган государственной власти Республики Крым, разработавший проект закона Республики Крым в установленной сфере деятельности.
3. Научные организации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане могут участвовать в деятельности по осуществлению мониторинга, принимать участие в мероприятиях, проводимых исполнителями проведения мониторинга, в том числе самостоятельно подготавливать предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Крым и нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым.
4. Субъекты проведения мониторинга при осуществлении мониторинга взаимодействуют между собой, в том числе обмениваются информацией, необходимой для осуществления мониторинга.
Статья 7. Информация, используемая для осуществления мониторинга
1. При осуществлении мониторинга используется:
1) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) практика деятельности органов государственной власти Республики Крым, государственных унитарных предприятий и государственных бюджетных учреждений Республики Крым;
3) информация о практике применения нормативных правовых актов Республики Крым, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Республике Крым, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Крым, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым, а также из Общественной палаты Республики Крым и общественных советов, созданных при исполнительных органах государственной власти Республики Крым;
4) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
5) информация из средств массовой информации;
6) информация, поступившая от граждан;
7) информация, поступившая из иных официальных источников.
2. При осуществлении мониторинга, помимо видов информации, указанных в пунктах 3—7 части 1 настоящей статьи, могут быть использованы следующие виды информации:
1) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Республики Крым;
2) социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.
3. В целях получения информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенного комплекса общественных отношений субъекты проведения мониторинга имеют право:
1) проводить «круглые столы», парламентские слушания, совещания, конференции, семинары и другие мероприятия, направленные на исследование соответствующего вопроса;
2) образовывать рабочие группы из числа депутатов Государственного Совета Республики Крым, представителей исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, находящихся на территории Республики Крым, ученых и специалистов, независимых экспертов.
Статья 8. Показатели осуществления мониторинга
1. При осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Республики Крым обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 8 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 (далее — Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации).
2. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Республики Крым обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 9 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
3. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Республики Крым обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 10 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
4. При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым органами государственной власти Республики Крым.
Статья 9. Результаты мониторинга
1. По окончании проведения мониторинга субъектами проведения мониторинга готовятся информационно-аналитические материалы, в которых должны быть отражены показатели (при их наличии), установленные статьей 8 настоящего Закона, а также предложения:
1) в планы нормотворческих работ органов государственной власти Республики Крым;
2) о необходимости принятия новых нормативных правовых актов Республики Крым, внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Крым или признания их утратившими силу;
3) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Государственным Советом Республики Крым проекта федерального закона;
4) об обращении в федеральные органы государственной власти по вопросам, выявленным в процессе мониторинга;
5) о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Крым;
6) о мерах по повышению эффективности реализациинормативных правовых актов Республики Крым;
7) о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции;
8) о необходимости проведения разъяснительных и информационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Крым;
9) иные предложения, основанные на результатах мониторинга.
2. Результаты мониторинга должны быть учтены при планировании законопроектной работы Государственного Совета Республики Крым,при планировании деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, при подготовке исполнительными органами государственной власти Республики Крым проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
3. Поступившие в органы государственной власти (должностному лицу) Республики Крым предложения по совершенствованию законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов Республики Крым, процесса нормотворчества в Республике Крым от граждан, общественных объединений, юридических лиц носят рекомендательный характер.
4. Информация о результатах мониторинга и принятых мерах размещается на официальных сайтах органов государственной власти Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 10. Мониторинг нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Крым
1. Ежегодный мониторинг законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Крым осуществляется в форме доклада Государственного Совета Республики Крым о состоянии законодательства Республики Крым.
2. Структура доклада включает в себя вопросы развития законодательства Республики Крым по сферам правового регулирования, предложения по совершенствованию законодательства Республики Крым и федерального законодательства, а также вопросы, связанные с реализацией ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
При осуществлении мониторинга нормотворческой деятельности используется информация о практике деятельности органов государственной власти Республики Крым, государственных органов, органов местного самоуправления.
3. Координацию деятельности по подготовке проекта доклада Государственного Совета Республики Крым о состоянии законодательства Республики Крым осуществляет Комитет Государственного Совета Республики Крым, к ведению которого отнесено формирование проекта плана законопроектных работ Государственного Совета Республики Крым.
4. Доклад Государственного Совета Республики Крым о состоянии законодательства Республики Крым утверждается постановлением Государственного Совета Республики Крым.
5. Мониторинг нормотворческой деятельности Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым и исполнительных органов государственной власти Республики Крым осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Статья 11. Участие органов государственной власти Республики Крым в мониторинге правоприменения в Российской Федерации
Органы государственной власти Республики Крым участвуют в мониторинге правоприменения в Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Крым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» и принятыми в целях его реализации нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Глава Республики Крым С. АКСЕНОВ
г. Симферополь,
29 декабря 2016 года,
№ 340-ЗРК/2016
постановление государственного совета республики крым
О Законе Республики Крым «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Крым»
В соответствии с пунктом 1 статьи 75, частью 4 статьи 78 Конституции Республики Крым, частью 9 статьи 98, статьей 100 Регламента Государственного Совета Республики Крым Государственный Совет Республики Крым
постановляет:
1. Принять Закон Республики Крым «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Крым».
2. Направить данный Закон Главе Республики Крым Аксенову С. В. для подписания и обнародования.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия.
Председатель Государственного Совета Республики Крым В. КОНСТАНТИНОВ
г. Симферополь,
22 декабря 2016 года,
№ 1350-1/16