ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Об административно-территориальном устройстве Республики Крым
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об административно-территориальном устройстве Республики Крым
Принят Государственным Советом Республики Крым 28 мая 2014 года
Настоящий Закон устанавливает принципы административно-территориального устройства Республики Крым, порядок решения вопросов образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований, переименования, учета административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов и закрепляет полномочия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в сфере административно-территориального устройства.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
административно-территориальное устройство Республики Крым — территориальная организация Республики Крым, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
административно-территориальная единица Республики Крым — населенный пункт либо объединение населенных пунктов, имеющие установленные границы, статус, название, в пределах которых осуществляются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления;
территориальная единица — населенный пункт, имеющий сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащий постоянным местом проживания людей;
населенный пункт — часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы;
район — административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и административно связанные между собой населенные пункты;
город — территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, имеющая свою территорию, ограниченную городской чертой, численностью не менее 8 тысяч человек, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения;
город республиканского значения — административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность, социальную инфраструктуру, численностью не менее 20 тысяч человек, на территории которой осуществляются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное экономическое, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
внутригородской район — территориальное образование, часть территории города (понятие применяется при определении территории города республиканского значения);
поселок городского типа — территориальная единица, имеющая свою территорию, с численностью населения не менее 1000 человек, со смешанной жилой застройкой, имеющий коммунальную систему централизованного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
поселок, село — территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории сельских населенных пунктов;
административный центр — населенный пункт, статус которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры.
2. Иные термины и понятия, используемые для целей настоящего Закона, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Принципы административно-территориального устройства Республики Крым
Административно-территориальное устройство Республики Крым осуществляется на следующих принципах:
учет исторически сложившейся системы расселения в Республике Крым и тенденций ее развития;
самостоятельное определение в пределах собственного ведения административно-территориального устройства Республики Крым;
территориальная целостность Республики Крым;
оптимизация системы государственного управления и местного самоуправления, сбалансированного развития территорий;
учет мнения населения, уровня интеграции территорий, производственных, экономических, социальных и культурных связей;
создание условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания.
Статья 3. Правовая основа административно-территориального устройства Республики Крым
Правовую основу административно-территориального устройства Республики Крым составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Конституция Республики Крым, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Крым, регулирующие вопросы административно-территориального устройства.
Статья 4. Язык и определение написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Написание наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов производится на русском, украинском и крымско-татарском языках в соответствии с законодательством Российской Федерации о языках.
2. Определение написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов на русском, украинском и крымско-татарском языках осуществляется в соответствии с правилами орфографии и традициями употребления наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов на указанных языках.
Статья 5. Категории и виды населенных пунктов
1. Населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.
2. К городским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов:
город.
3. К сельским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов:
поселок городского типа;
поселок;
село.
Статья 6. Виды и перечень административно-территориальных единиц
1. Административно-территориальными единицами Республики Крым являются города республиканского значения и районы. Город республиканского значения может состоять из районов в городе.
2. Республика Крым состоит из следующих административно-территориальных образований:
1) город республиканского значения Симферополь с подчиненной ему территорией;
2) город республиканского значения Алушта с подчиненной ему территорией;
3) город республиканского значения Армянск с подчиненной ему территорией;
4) город республиканского значения Джанкой с подчиненной ему территорией;
5) город республиканского значения Евпатория с подчиненной ему территорией;
6) город республиканского значения Керчь с подчиненной ему территорией;
7) город республиканского значения Красноперекопск с подчиненной ему территорией;
8) город республиканского значения Саки с подчиненной ему территорией;
9) город республиканского значения Судак с подчиненной ему территорией;
10) город республиканского значения Феодосия с подчиненной ему территорией;
11) город республиканского значения Ялта с подчиненной ему территорией;
12) Бахчисарайский район;
13) Белогорский район;
14) Джанкойский район;
15) Кировский район;
16) Красногвардейский район;
17) Красноперекопский район;
18) Ленинский район;
19) Нижнегорский район;
20) Первомайский район;
21) Раздольненский район;
22) Сакский район;
23) Симферопольский район;
24) Советский район;
25) Черноморский район.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 7. Полномочия Государственного Совета Республики Крым
К полномочиям Государственного Совета Республики Крым относится:
1) образование, объединение, разделение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
2) наделение статусом муниципального образования;
3) установление и изменение границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
4) рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам и входящим в их состав населенным пунктам, либо их переименование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Статья 8. Полномочия Главы Республики Крым
К полномочиям Главы Республики Крым относится:
1) внесение в Государственный Совет Республики Крым проектов законов по вопросам административно-территориального устройства, отнесенным к ведению Государственного Совета Республики Крым;
2) внесение предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам:
об образовании, объединении, разделении, преобразовании, упразднении, присвоении наименований и переименовании административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
наделения статусом муниципального образования;
установления и изменения границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
преобразования муниципальных образований;
3) определение порядка ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым;
4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Статья 9. Полномочия Совета министров Республики Крым
К полномочиям Совета министров Республики Крым относится:
1) внесение предложений Главе Республики Крым по вопросам административно-территориального устройства и его изменения;
2) осуществление в установленном законодательством порядке учета и регистрации административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов Республики Крым;
3) ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым;
4) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих федеральных органов исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Республики Крым.
Статья 10. Полномочия представительных органов муниципальных образований
К полномочиям представительных органов муниципальных образований относится:
1) внесение проектов законов и предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства;
2) выявление мнения населения по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства путем референдума или проведения собраний (сходов) граждан методом их опроса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава3. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья 11. Образование населенного пункта
1. Населенный пункт может быть образован в случае возникновения в границах соответствующего муниципального образования Республики Крым новой сосредоточенной жилой застройки, служащей местом постоянного проживания и жизнедеятельности людей.
2. При образовании нового населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, а также справку о земельных участках, расположенных на территории, предназначенной для образования нового населенного пункта, с указанием их границ, целевого назначения и принадлежности.
3. После принятия закона Республики Крым об образовании нового населенного пункта этому населенному пункту должно быть присвоено наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 12. Объединение населенных пунктов
1. Населенные пункты могут быть объединены в единый населенный пункт в случае, если произошло фактическое слияние их территорий.
2. При объединении населенных пунктов глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона.
3. Образованному в результате объединения населенному пункту может быть присвоено новое наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, либо сохранено наименование одного из прежних населенных пунктов.
Статья 13. Разделение населенного пункта
1. Разделение населенного пункта представляет собой территориальное разделение населенного пункта, в результате которого из одного населенного пункта образуются два или несколько новых населенных пунктов, а статус разделяемого населенного пункта упраздняется.
2. Для принятия решения о разделении населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона.
Статья 14. Преобразование населенного пункта
1. Преобразование населенного пункта представляет собой отнесение административно-территориальной или территориальной единицы одного вида (категории) к другому виду (категории).
2. Изменения в составе административно-территориальных и территориальных единиц, возникшие в результате их преобразования, отражаются в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.
3. Для принятия решения о преобразовании населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пунктах 2, 3 части 4 статьи 17 настоящего Закона.
Статья 15. Упразднение населенного пункта
1. Населенный пункт может быть упразднен в случае, если численность населения в нем составляет не более 40 человек.
2. Для принятия решения об упразднении населенного пункта в административно-территориальной единице, в границах которой расположен упраздняемый населенный пункт, главой соответствующего муниципального образования создается комиссия из представителей органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, организаций, которые имели производственные и социально-культурные объекты в данном населенном пункте. Указанная комиссия составляет акт, в котором отражаются даты ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта. Акт комиссии вместе с документами, указанными в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, направляется главой соответствующего муниципального образования в Государственный Совет Республики Крым.
Статья 16. Присвоение наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименование
1. Порядок подготовки к рассмотрению предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании определяется настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов».
2. Предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании могут вноситься в Государственный Совет Республики Крым Главой Республики Крым.
При этом правом инициировать предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании обладают органы государственной власти Российской Федерации, Государственный Совет Республики Крым, представительные органы муниципальных образований Республики Крым, общественные объединения, юридические лица, граждане Российской Федерации в установленном порядке.
3. Рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании производится с учетом государственных интересов, мнения населения соответствующих территорий, а также географических, исторических, национальных и других местных условий.
4. Присвоение вновь образуемым административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам уже имеющихся наименований в пределах Республики Крым не допускается.
Статья 17. Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства Республики Крым
1. Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства, перечень документов и материалов, необходимых для их решения, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым с учетом законодательства Российской Федерации.
2. Инициатива об изменении административно-территориального устройства осуществляется субъектами права законодательной инициативы путем внесения соответствующего проекта закона Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым.
3. Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения.
При наличии инициативы, указанной в части 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления выявляют мнение населения по предлагаемым вопросам изменения административно-территориального устройства путем референдума или проведения собраний (сходов) граждан методом их опроса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок назначения и проведения референдума или собраний (сходов) граждан и порядок их опроса определяются муниципальным нормативным правовым актом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Инициатор изменения административно-территориального устройства представляет в Государственный Совет Республики Крым вместе с сопроводительным письмом и проектом закона по вопросам изменения административно-территориального устройства следующие документы:
1) при образовании, объединении, разделении, преобразовании и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, расчеты затрат, сведения о составе административно-территориальной или территориальной единицы, другого населенного пункта, предложения о наименовании вновь образуемой административно-территориальной или территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов и его обоснование;
характеристика населенного пункта, в котором размещается или предлагается разместить административный центр муниципального образования, включающая сведения о численности населения, наличии помещений для размещения органов местного самоуправления, состоянии путей сообщения и средств связи, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
схематическая карта или план соответствующих территорий с указанием предлагаемых изменений;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по вопросам, принятым на референдумах, или протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2) при отнесении населенных пунктов к категории городов:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложение о наименовании города и его обоснование;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по рассматриваемым вопросам, принятые на референдумах, или протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
схематический план населенного пункта с указанием его границ (черты) и экспликацией занимаемых им земель;
3) при отнесении населенных пунктов к категории поселков городского типа или преобразовании в сельские населенные пункты:
пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости отнесения населенного пункта к поселку городского типа или преобразования поселка городского типа в сельский населенный пункт, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложения о наименовании населенного пункта;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по рассматриваемым вопросам, принятые на референдумах, и (или) протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
схематический план населенного пункта с указанием его черты и экспликацией занимаемых им земель;
4) при утверждении границ (черты) административно-территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе при включении в их состав других населенных пунктов:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения о том, как увязывается расширение черты (границ) города, поселка, включение в его состав другого населенного пункта с генеральным планом развития города, поселка и в каких целях будут использоваться присоединяемые земли;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
протокол общего собрания (схода) граждан населенного пункта, включаемого в состав города, поселка;
схематический план города, поселка с обозначением существующих и планируемых границ (черты) города, поселка, территории, включаемой вместе с населенным пунктом.
На включаемый в состав города, поселка населенный пункт представляются данные, на каком расстоянии он расположен от города, поселка, о размере территории, его землепользователях, о численности населения, в том числе рабочих, служащих и членов их семей, из них — рабочих и служащих, работающих в городе, поселке;
5) при присвоении наименований и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе вновь образованных:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности и национальном составе населения, проживающего в населенном пункте, подлежащем наименованию или переименованию;
обоснование предлагаемого наименования;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
протокол общего собрания (схода) граждан, проживающих в населенном пункте, подлежащем переименованию, или во вновь возникшем населенном пункте, подлежащем присвоению наименования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выкопировка из карты территории муниципального образования с указанием на ней места расположения вновь возникшего населенного пункта;
6) при исключении населенных пунктов из учетных данных:
пояснительная записка, содержащая обоснование вносимого предложения, сведения о причине и предлагаемом периоде ликвидации производственных объектов в населенном пункте, переселении его жителей, состоянии оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
схематическая карта административно-территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов с указанием на ней места расположения населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных.
5. Пояснительные записки, указанные в настоящей статье, подписываются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Схематические карты и планы должны иметь масштаб и условные обозначения. Карты и планы заверяются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Подписи лиц, указанных в настоящей статье, скрепляются печатью.
6. В случае, если инициатором вопроса изменения административно-территориального устройства является Государственный Совет Республики Крым или представительные органы муниципальных образований по предлагаемым изменениям представляется заключение Главы Республики Крым.
7. В случае отклонения Государственным Советом Республики Крым проекта закона Республики Крым по вопросу изменения административно-территориального устройства его повторное рассмотрение возможно не ранее чем через год при представлении новых материалов, обосновывающих данную инициативу.
Глава 4. Учет административно-территориальных и территориальных единиц РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья 18. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым
1. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым производится путем включения сведений о них в Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым и исключения из него таких сведений, а также путем изменения таких сведений.
2. Учету подлежат все административно-территориальные и территориальные единицы Республики Крым, а также изменения в административно-территориальном устройстве Республики Крым.
Статья 19. Порядок ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым
1. Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым — систематизированный перечень административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.
2. Порядок ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым, а также орган исполнительной власти Республики Крым, на который возлагается ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым, определяются Главой Республики Крым.
3. Законы Республики Крым по вопросам административно-территориального устройства Республики Крым в десятидневный срок направляются уполномоченному органу исполнительной власти Республики Крым, осуществляющему ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.
4. Совет министров Республики Крым в установленном законодательством Российской Федерации порядке информирует соответствующие федеральные органы исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Республики Крым.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С. АКСЕНОВ
г. Симферополь,
6 июня 2014 года,
№ 18-ЗРК
Постановление Государственного Совета Республики Крым
О Законе Республики Крым «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым»
В соответствии с пунктом 1 статьи 75, частью 1 статьи 76, частью 4 статьи 78 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым
постановляет:
1. Принять Закон Республики Крым «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым».
2. Направить данный Закон временно исполняющему обязанности Главы Республики Крым Аксенову С. В. для подписания и обнародования.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия.
Председатель Государственного Совета Республики Крым В. КОНСТАНТИНОВ
г. Симферополь,
28 мая 2014 года,
№ 2162-6/14