Судебная практика в Крыму
Судебная практика в Крыму
Судебная практика по Крыму

Решение по иску Администрации города Симферополя о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка

Дело №(2-4218/2020)

 

    Р Е Ш Е Н И Е

 

именем Российской Федерации

 

04 февраля 2021 года                                                                                       <адрес>

 

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

 

       председательствующего судьи Пронина Е.С.,

 

       при секретаре ФИО6,

 

с участием представителя истца ФИО7, ФИО5, ФИО1,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Симферополя Республики Крым к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Администрация г. Симферополя Республики Крым обратилась в Киевский районный суд <адрес> Республики Крым с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство; запретить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 использовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для осуществления деятельности по использованию строения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в качестве кафе, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Заявленные требования обоснованы тем, что ответчикам на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 387 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Согласно Актам проверки Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от <данные изъяты> ответчики в нарушение требований положений ст. 42 Земельного кодекса используют земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Должностными лицами государственного земельного надзора установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведений внесенных в ЕГРН имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов. На выше указанном земельном участке расположен трёхэтажный объект капитального строительства (жилой дом) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 387 кв.м. В ходе проведения проверки ответчиками был обеспечен доступ в вышеуказанное здание, расположенное по адресу <адрес>, в ходе визуального осмотра здания установлено, что помещение на первом этаже используется для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания, указанное также рекламной вывеской «Sofa» в здании и информацией, размещенной в сети «Интренет». На основании вышеизложенного истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

 

В судебном заседании 04.02.2021 года представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, ФИО5, ФИО1 возражали против их удовлетворения.

 

Остальные ответчики и третьи лица в судебное заседание 04.02.2021 года не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями.

 

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.

 

Заслушав пояснения представителя истца и явившихся ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 

В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

 

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного, земельного контроля.

 

В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 

Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

 

При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

 

В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяются градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.

 

В соответствии с п. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

 

1) основные виды разрешенного использования;

 

2) условно разрешенные виды использования;

 

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным.

 

Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

 

Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

 

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

 

Анализ действующего законодательства (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30, ст. 36 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ) позволяет сделать вывод, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

 

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) допускает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

 

Согласно Классификатору код 4.6 наименование вида разрешенного использования земельного участка – общественное питание, описание вида – размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

 

Решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.04.2016 года № 733 утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республика Крым.

 

Согласно указанным выше Правилам земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах территориальной зоны «зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», основными видами разрешенного использования являются: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), ведение садоводства (код 13.2), обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3), улично-дорожная сеть (код 12.0.1). Условно разрешенными видами использования является, в том числе общественное питание (код 4.6), что подтверждается соответствующей информацией МКУ Департамент архитектуры и градостроительства (л.д. 197-198, Т.3).

 

По результатам изучения материалов дела судом установлено, что ответчикам на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 387 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу:                 <адрес>, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается соответствующими сведениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

 

Согласно Актам проверки Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 25.08.2020 года           № 504, 505, 506, 507 ответчики в нарушение требований положений ст. 42 Земельного кодекса используют земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

 

Должностными лицами государственного земельного надзора установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведений внесенных в ЕГРН имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов.

 

На вышеуказанном земельном участке расположен трёхэтажный объект капитального строительства (жилой дом) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 387 кв.м.

 

В ходе проведения проверки ответчиками был обеспечен доступ в вышеуказанное здание, расположенное по адресу <адрес>, в ходе визуального осмотра здания установлено, что помещение на первом этаже используется для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания, указанное также рекламной вывеской «Sofa» в здании и информацией, размещенной в сети «Интернет».

 

Указанные выше обстоятельства подтверждаются административными материалами в отношении ответчиков, копии которых приобщены к материалам настоящего гражданского дела, согласно сведениям которых, ответчики постановлениями заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Воржева Д.В. от 01.10.2020 года были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенного по адресу:                 <адрес>, с нарушением вида его разрешенного использования.

 

Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу о том, что ответчики используют земельный участок с кадастровым номером 90:22:010207:3, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу:     <адрес>, не по целевому назначению.

 

В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлены какие-либо доказательства, которые бы опровергали указанные выше факты нарушения ими требований действующего законодательства, как и не представлены доказательств получения ими на момент вынесения данного решения разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу:     <адрес>, по условно разрешенному виду использования – общественное питание (код 4.6).

 

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 

Исходя из позиции, изложенной в п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», удовлетворяя иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

 

Иски об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействия), нарушающие права истца.

 

При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно, всесторонне и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Администрации    г. Симферополя Республики Крым.

 

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

 

Таким образом, с ответчиков в равных долях в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в общем размере размере 6000 рублей.

 

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковое заявление Администрации города Симферополя Республики Крым к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка – удовлетворить.

 

Признать незаконными действия ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

 

Запретить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 использовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м., расположенный по адресу:                   <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для осуществления деятельности по использованию строения (дома) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью             387 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в качестве кафе, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Взыскать в равных долях с ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в доход местного бюджета государственную пошлину в общем размере 6 000 рублей.

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2021 года.

 

     Судья                                                    Е.С. Пронин

Ваша реакция на публикацию?

Я в шоке!
0
Одобряю!
0
Великолепно!
0
Не одобряю!
0
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Возможно вас заинтересует