Решение по иску администрации Симферополя о запрете использования земельного участка
Содержание:
ДЕЛО № 2-1283/2021 (2-4865/2020;) ~ М-5217/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 марта 2021 года город Симферополь
Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при секретаре судебного заседания Плесак А.В.,
с участием представителя истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Исковое заявление мотивировано тем, что земельный участок площадью 595 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Земельному участку присвоен кадастровый № категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. В ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ФИО1 на праве собственности: нежилое здание — площадью 64,2 кв.м., количество этажей 1, кадастровый №. В ходе проверки и визуального осмотра земельного участка установлено, что проверяемый земельный участок со стороны <адрес> огорожен комбинированным забором с оборудованными воротами, закрывающимися на замок, земельный участок используется в целях размещения автомобильной мойки и шиномонтажа, что также подтверждается установленными на здании рекламными вывесками (указано на фототаблице). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не предполагает использование земельного участка для ведения коммерческой деятельности, размещения автомобильной мойки и шиномантажа, поскольку для указанной деятельности определены другие виды разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного выше, истец просит признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства. Запретить ФИО1 использовать земельный участок площадью 595 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для осуществления деятельности по использованию строения с кадастровым № площадью 64,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве автомобильной мойки и шиномонтажа, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного, земельного контроля.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяются градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Анализ действующего законодательства (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30, ст. 36 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ) позволяет сделать вывод, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) допускает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Согласно Классификатору код 4.9.1.3 наименование вида разрешенного использования земельного участка – автомобильные мойки, описание вида – размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли, код. 4.9.1.4 наименование вида разрешенного использования земельного участка – ремонт автомобилей, описание вида – размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь <адрес>.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный решением 50-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах функциональной зоны «Зона индивидуальной жилой застройки».
Согласно временным Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (<адрес>) Республики Крым, утвержденные решением 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010203:1867 находится в границах территориальной зоны «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)». Основными видами разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код — 2.1); ведение садоводства (код — 13.2); обеспечение внутреннего правопорядка (код — 8.3); улично-дорожная сеть (код — 12.0.1); общественное управление (код — 3.8).
Согласно карте Генерального плана <адрес> Республики Крым, утвержденной решением 23 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым совета 6 созыва №, земельный участок с кадастровым номером №, ориентировочно находится в границах зоны «Зона усадебной жилой застройки».
Согласно плану зонирования территории <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 55 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № ориентировочно находится в границах зоны «Зона усадебной жилой застройки Ж-1».
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 595 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с расположенным на нем нежилым зданием — площадью 64,2 кв.м., количество этажей 1, кадастровый №, вид разрешенного использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается соответствующими сведениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно Акту проверки Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года № ответчик в нарушение требований положений ст. ст. 7, 42 Земельного кодекса используют земельный участок площадью 595 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Должностными лицами государственного земельного надзора установлено, что земельный участок площадью 595 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведений внесенных в ЕГРН имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов.
На вышеуказанном земельном участке размещен объект капитального строительства с кадастровым номером №
В ходе проведения проверки ответчиком был обеспечен доступ в объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе проверки и визуального осмотра земельного участка установлено, что проверяемый земельный участок со стороны <адрес> огорожен комбинированным забором с оборудованными воротами, закрывающимися на замок, земельный участок используется в целях размещения автомобильной мойки и шиномонтажа, что также подтверждается установленными на здании рекламными вывесками.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются административными материалами в отношении ответчика, копии которых приобщены к материалам настоящего гражданского дела, согласно сведениям которых, ответчик постановлениями заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка площадью 595 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, с нарушением вида его разрешенного использования.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу о том, что ответчик используют земельный участок площадью 595 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010203:1867 расположенный по адресу: <адрес>, не по целевому назначению.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены какие-либо доказательства, которые бы опровергали указанные выше факты нарушения им требований действующего земельного законодательства, как и не представлены доказательств получения им на момент вынесения данного решения разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из позиции, изложенной в п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», удовлетворяя иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Иски об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействия), нарушающие права истца.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно, всесторонне и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Администрации г. Симферополя Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в общем размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации города Симферополя Республики Крым к ФИО1, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства.
Запретить ФИО1 использовать земельный участок площадью 595 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для осуществления деятельности по использованию строения с кадастровым номером №, площадью 64,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве автомобильной мойки и шиномонтажа, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в общем размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2021 года.
Судья Е.С. Пронин