Судебная практика в Крыму
Судебная практика в Крыму
Судебная практика по Крыму

Решение по иску о признании права собственности на транспортное средство | Дело № 2-2810/2023

Содержание:

Дело № 2-2810/2023

УИД:91RS0002-01-2023-003341-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Дресвянниковой Е.М.,

с участием представителя истца – Смаль И.Н.,

представителя ответчика – Демидова В.И.,

представителя третьего лица – Пинчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, третье лицо – Крымская таможня, о признании права собственности на транспортное средство,

Установил

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании права собственности на транспортное средство марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска; обязании отделение № 1 МРЭО ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым произвести регистрацию транспортного средства марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Исковые требования мотивированы тем, что истец проживая в <адрес>, в конце 2021 года приобрел за рубежом автомобиль марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска. В феврале 2022 года указанный автомобиль прибыл на территорию Украины в Одесский порт, где истец обратился в Одесскую таможню, для дальнейшего проведения действий по растаможиванию автомобиля. 15 февраля 2022 года вышеуказанным орган выдано удостоверение о регистрации транспортного средства серии OD № 1190742, после чего истцу был выдан автомобиль и сопутствующие нему таможенные документы. В связи с началом 24.02.2022 года специальной военной операции на территории Украины истец не смог обратиться в органы МРЭО для государственной регистрации автомобиля марки KIA, модель STINGER, 2017 года выпуска. Истцом направлялись запросы в компетентные органы РФ для разъяснения процедуры оформления транспортного средства, однако до сегодняшнего дня вопрос о государственной регистрации автомобиля не решился.

В процессе рассмотрения дела судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Крымская таможня.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Иные участники в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщены.

Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результат чего суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст. 8 ГК РФ гражданские нрава и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом пли такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские нрава и обязанности. В частности, пунктом 3 части 1 статьи 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Исходя из ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, подлежащие применению нормы права, определяются судом с учетом установленных им обстоятельств.

Согласно исковому заявлению, в 2021 году истцом вне пределов территории Российской Федерации приобретен автомобиль KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска.

В феврале 2022 года истец обратился в Одесскую таможню для проведения действий по растаоживанию автомобиля KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска.

Согласно выданному Одесской таможней свидетельству о регистрации транспортного средства серии OD № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении автомобиля KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска таможенная процедура завершена 15.02.2022 года.

В соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства автомобиля KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска от 15.02.2022 года, истцом предоставлены необходимые для регистрации документы: МД UAS00030/2022/009745 от 15.02.2022 года, свидетельство А005257640 от 20.08.2021 года.

Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс ЕАЭС, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (пункт 2 статьи 1 ТК ЕАЭС).

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (статья 5 ФЗ № 283).

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 283, государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 17643.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” не устанавливает, что право собственности на автотранспортные средства возникает с момента его государственной регистрации. Напротив, из пункта 3 указанного постановления следует, что регистрационные действия обязаны совершить собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами. При этом указанные лица обязаны зарегистрировать не право собственности или иные вещные права, а транспортные средства, либо изменить регистрационные данные.

Таким образом, действующее законодательство связывает момент приобретения в собственность движимого имущества только с передачей этого имущества в собственность (если иное не предусмотрено договором). Регистрация же имеет исключительно учетное значение и выступает в качестве правоподтверждающего факта существования права собственности.

Согласно действующему законодательству регистрация транспортного средства является необходимым условием для реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав в отношении транспортного средства.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента возникновения права собственности собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. ст. 55-60 ГПК РФ стороной истца приведено достаточно доказательств в обоснование правомерности признания за ним права собственности на автомобиль, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Правила государственной регистрации транспортных средств устанавливают единый порядок государственной регистрации транспортных средств подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств (пункт 1 Правил).

Статьей 10 ФЗ № 283 установлено, что регистрационное действие – действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство (часть 1). Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).

К регистрационным действиям относятся, в том числе постановка транспортного средства на государственный учет, то есть включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (пункт 1 части 4).

Перечень документов, представляемых для совершения регистрационных действий, установлен статьей 15 ФЗ № 283, к числу которых, в том числе отнесены документы, идентифицирующие транспортное средство, в частности, паспорт транспортного средства (пункт 1 части 1 статьи 14 ФЗ № 283), который не предоставляется, если на транспортное средство оформлен электронный паспорт транспортного средства (часть 8 статьи 15 ФЗ 283). Аналогичные требования предусмотрены пунктом 14 Правил.

Особенности регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Херсонской области, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области», и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Херсонской области, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 30.09.2022 определены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2022 № 2216 «Об особенностях предоставления государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений, а также о внесении изменения в пункт 14 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Постановление).

Пунктом 2 Постановления закреплено, что предоставление государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что до 01.01.2026 регистрация транспортных средств осуществляется без предъявления таможенных документов, взимания государственной пошлины и прохождения технического осмотра при регистрационных действиях, связанных с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспорта транспортного средства.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 2216 Выдача паспортов транспортных средств на транспортные средства, приобретенные в собственность и ввезенные до вступления в силу настоящих особенностей на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее – собственник транспортного средства) на день их принятия в Российскую Федерацию или ранее постоянно проживавшими на указанных территориях и выехавшими с указанных территорий в Российскую Федерацию, осуществляется подразделениями Госавтоинспекции на основании:

волеизъявления собственника транспортного средства, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия; документов на право собственности; копий транзитных деклараций с отметками таможенных органов Российской Федерации, свидетельствующих о завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита в отношении указанных транспортных средств.

18.04.2023 Государственным инспектором Отделения №1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым старшим лейтенантом полиции ФИО7 истцу отказано в государственной регистрации автомобиля Марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска в связи с не предоставлением необходимых документов а именно: копий транзитных деклараций с отметками таможенных органов Российской Федерации, свидетельствующих о завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Как следует из материалов отказа в проведении регистрационных действий по заявлению № 94791896 от 18.04.2023 истцом к поданному им заявлению приложены: паспорт, сертификат (ARIZONA CERTIFICATE), таможенная декларация на бланке МД-2 с отметкой таможенных органов Украины, соответственно истцом не предоставлены копии транзитных деклараций с отметками таможенных органов Российской Федерации, свидетельствующих о завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита в отношении указанных транспортных средств, не предоставлены документы на право собственности.

Решение государственного инспектора Отделения №1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым старшим лейтенантом полиции ФИО7 от 18.04.2023 года об отказе в государственной регистрации автомобиля Марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска истцом не оспаривается, основания по которым отказано в регистрации транспортного средства на момент рассмотрения дела не устранены.

Соответственно требование об обязании выполнить определенные действия в частности обязать отделение № 1 МРЭО ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым произвести регистрацию транспортного средства марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является преждевременным.

Принимая во внимание требования вышеуказанных нормативных правовых актов, осуществление регистрационных действий возможно лишь при обращении лица в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного, требования истца к МВД по РК удовлетворению не подлежат.

В процессе судебного рассмотрения истец не настаивал на возмещении судебных расходов, в связи с чем, данный вопрос не разрешается судом в силу ст. 98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Решил

исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, третье лицо – Крымская таможня, о признании права собственности на транспортное средство – удовлетворить частично.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на транспортное средство марки KIA, модель STINGER, идентификационный номер кузова №, 2017 года выпуска.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2023 года.

Судья А.С. Цыкуренко

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Возможно вас заинтересует